Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня первоочередной задачей государственной правозащитной системы России является обеспечение социальных прав граждан, прежде всего, права на труд, образование, медицинское обслуживание, а также условий, гарантирующих достойный уровень жизни всем гражданам. Для этого необходимо объединить усилия уполномоченных по правам человека, органов государственной власти, правоохранительных органов, институтов гражданского общества. Современное российское общество остро нуждается в выработке подобных механизмов.
Право выбора того или иного механизма защиты своих прав всегда остается за гражданином. Никто не должен обладать монополией на истину, быть вне контроля общества. Институт Уполномоченного по правам человека предоставляет гражданам этот выбор. Поэтому граждане все чаще апеллируют к Уполномоченному как к последней инстанции, так как ранее они уже обращались в различные органы власти, в том числе и судебные, но помощи не нашли.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере деятельности Уполномоченного по правам человека в Самарской области по обеспечению права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие деятельность Уполномоченного по правам человека в Самарской области по обеспечению права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
Целью курсовой работы является анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в Самарской области по обеспечению права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать эволюцию института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
– раскрыть понятие, правовое регулирование и полномочия Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ;
– проанализировать правовой статус Уполномоченного по правам человека в Самарской области;
– рассмотреть деятельность Уполномоченного по правам человека в Самарской области по обеспечению права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Е.Н. Марыкова Е.Н., О.В. Богданова, Р.И. Страх, А.М. Сухарева, Ю.В. Коростина, Т.Н. Москалькова, А.В. Никитина и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
1.1. Эволюция института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина – это высшая ценность для современного правового государства. Особую роль в системе защиты прав и свобод человека и гражданина играет уполномоченный по правам человека.
Но институт омбудсмена в России существовал не всегда. Попытаемся проследить наиболее важные вехи в развитии системы уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Данный институт осуществляет контроль за деятельностью публично-властных органов, различных организаций, должностных лиц, исключительно в сфере прав и свобод человека.
Главенствующая роль в претворении в жизнь института уполномоченного по правам человека именно в Российской Федерации отведена так называемым правозащитникам-диссидентам, которые в начале 90-х гг. XX в. оказались у истоков построения правового государства (например, С.А. Ковалев). Они явились создателями института омбудсмена в России, инициировали разработку правовой основы функционирования уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .
Все важнейшие нормативно-правовые акты, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, были приняты после Второй мировой войны, когда эти права и свободы нарушались самым жесточайшим образом. Всем известна дата 10 декабря 1948 г. – это день, когда была принята Всеобщая декларация прав человека. Данное событие отмечает весь мир как День прав человека.
Важно отметить, что самым первым в Российской Федерации специализированным внесудебным правозащитным институтом стала Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации – прообраз существующего в настоящее время института уполномоченного по правам человека.
С момента провозглашения нашего государства Российской Федерацией страна стремилась соответствовать образу правового государства, где приоритет отдается защите прав и свобод человека и гражданина. 20 мая 1996 г. был утвержден новый состав Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Комиссию возглавил сначала В.А. Карташкин, а в 2002 г. – Э.А. Памфилова .
На протяжении достаточно длительного периода времени возглавляли Комиссию самые разные правозащитники и известные общественные деятели, например, С.А. Ковалев, который до этого стоял во главе Комитета по правам человека в Верховном Совете.
Сама должность уполномоченного по правам человека была учреждена в 1993 г. вместе с Конституцией Российской Федерации – основным законом, ставшим фундаментом для развития нашей правовой системы в направлении защиты прав и свобод человека и гражданина.
Как известно, Российская Федерация была принята в Совет Европы. 30 марта 1998 г. была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Как гласит п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации , данная Конвенция стала неотъемлемой составляющей отечественной правовой системы.
Таким образом, создание института уполномоченного по правам человека – мощный толчок на пути к правовому государству, в центре которого стоит человек, его потребности. Ведь государство, по своей сути, большая семья, члены которой нуждаются в поддержке и опоре.
1.2. Понятие, правовое регулирование и полномочия Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ
Конституция РФ впервые в истории отечественного государства и права в 1993 году учредила должность Уполномоченного по правам человека, наделив Государственную Думу ФС РФ правом его назначать и освобождать от должности. Однако правовой статус и полномочия уполномоченного в Основном законе государства не нашли свое отражение: Конституция РФ отвела правовому регулирования данного института место в Федеральном конституционном законе, который был принят только в 1997 году.
Закон предусмотрел, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами», при этом Уполномоченный по правам человека «способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты». Это позволяет отметить, что институт
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6725.
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1011.
5. Закон Самарской области от 24 ноября 2000 года № 45-ГД «Об уполномоченном по правам человека в Самарской области» // http://ombudsman63.ru/apparat/80.
6. Зиборов О.В., Кальгина А.А. О полномочиях уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. 2018. № 7. С. 32-35.
7. Ищук В.Г. Основные элементы конституционно-правового статуса уполномоченного по правам человека // Юристъ – Правоведъ. 2017. № 1 (80). С. 21-24.
8. Коростина Ю.В. Эффективность обращения граждан к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2018. № 1 (37). С. 203-204.
9. Марушина А.Н. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: становление и развитие // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 210-216.
10. Марыкова Е.Н., Богданова О.В. Деятельность уполномоченного по правам человека в Самарской области // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ сборник материалов XII Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Самарский государственный технический университет. 2016. С. 250-252.
11. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 52 – 59.
12. Моторова И.В. Уполномоченный по правам человека как гарантия конституционного статуса личности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 45-48.
13. Никитина А.В. Оспаривание нормативных правовых актов по требованию уполномоченного по правам человека: проблемы и пробелы правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018. № 2 (55). С. 40-45.
14. Рязанова М.Н. Уполномоченный по правам человека в российской федерации: историко-правовые проблемы институционализации // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2018. Т. 14. С. 27-36.
15. Савон В.И. Место и роль уполномоченного по правам человека в российской федерации в системе органов государственной власти // Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека Сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Ставрополь, 2018. С. 110-114.
16. Страх Р.И. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы // Форум молодых ученых. 2018. № 5-3 (21). С. 324-330.
17. Сухарева А.М. Институт уполномоченного по правам человека Российской Федерации в системе механизма защиты прав и свобод человека // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 172-173.